Когда классики отдыхают

Когда классики отдыхают

Есть ли в современной литературе имена, которые в будущем назовут классиками? «Все хорошее давно написано, читать стоит только классику», − такие фразы часто звучат в библиотеке. «Но, тем не менее, современные классики существуют», − уверенно начала ведущая «Литературной среды», представляя Евгения Гришковца в рубрике «Портрет писателя».

Евгений Гришковец является своеобразным современным эстрадным философом, который пытается донести до всех обычные вещи, но с необыкновенным подходом. Лауреат многочисленных литературных премий, автор и актер театра, писатель с филологическим образованием. Участникам «среды» была представлена повесть «Реки», которая вышла в московском издательстве «Махаон».

Как и всё, что делает Гришковец, «Реки» − произведение пронзительное и очень тёплое. Для тех, кто находит причины жить там, где родился и для тех, кто нашёл причины, чтобы уехать. О странном чувстве Родины, о странных системах координат во времени и пространстве, вызывающих у читателя улыбку или же заставляющих его плакать. Это повесть о ненаписанном, объём которой даёт собственная история человека.

Обзор творчества писателя, просмотр отрывка моноспектакля «Как я съел собаку» убедили присутствующих в том, что Е. Гришковца можно назвать классиком уже сейчас.

Вниманию читателей нашей библиотеки были представлены новинки литературы: роман одного из крупнейших современных британских прозаиков Мартина Эмиса «Зона интересов» и книга Энн Тайлер «Катушка синих ниток».

В книге М. Эмиса рассказывается о сфере интересов, Interessengebiet, центральной части Освенцима, в которой была сосредоточена финансовая жизнь лагеря. Автор показывает истребление евреев как по-немецки педантично организованный бизнес. Некоторые западные рецензенты даже назвали книгу «офисной комедией про холокост», хотя юмора здесь меньше, чем обычно в других произведениях автора.

Роман рассказывает историю треё персонажей: племянника Мартина Бормана Гело Томсена − истинного арийца, разочаровывающегося в нацистском режиме; коменданта концлагеря Пауля Долля − расчетливого и безжалостного негодяя; еврея Шмуля − старшего надсмотрщика зондеркоманды, которая сопровождала собратьев в газовые камеры и убирала трупы в обмен на более спокойные бытовые условия. Пути этих троих пересекаются в сфере интересов в августе 1942 года: Томсен влюбляется в жену коменданта Долля, и тот в отместку пытается заставить Шмуля убить её. На вопрос «зачем это читать?» критики отвечают: «всякое произведение о холокосте − попытка понять то, что понять невозможно».

В романе Энн Тайлер, одной из лучших современных писательниц, разворачивается история трёх поколений одной семьи – трогательная, но совсем не сентиментальная, драматичная, но ироничная, очень глубокая, но простая.

Энн Тайлер иногда называют северной Фэнни Флэгг, но её истории гораздо ближе рассказам А.П. Чехова – тонкие, грустные, забавные и невероятно глубокие. Она рассказывает их тихим, чуть насмешливым голосом, и они ещё долго резонируют в душе, о них думаешь, и собственная жизнь предстаёт в новом свете – куда более наполненной смыслами.

Иные книги вспыхивают ослепительными фейерверками, но быстро гаснут, оставляя после себя черное небо, в котором светятся редкие, но настоящие звёзды – среди которых и романы Энн Тайлер. Энн Тайлер – лауреат Пулитцеровской премии, книга «Катушка синих ниток» в 2015 году номинировалась на премию «Букер».

В заключение мероприятия состоялась дискуссия о том, кого из современных писателей можно назвать классиками уже сегодня. Были названы имена З. Прилепина, Л. Улицкой, В. Токаревой.

«Читайте и делитесь своими впечатлениями о хороших книгах», − закончила встречу ведущая, пригласив всех на апрельскую «Литературную среду».

Светлана ГАСИЛОВА

=ВН=

Чтобы узнавать первыми о самых заметных событиях в Волховском районе, подписывайтесь на канал Волхов News в Telegram

Комментировать эту статью не получится.