Жемчужина книжной коллекции

Жемчужина книжной коллекции

Сегодня в России отмечается замечательный праздник – День славянской письменности и культуры. Хочется воспользоваться этим поводом и рассказать о жемчужине книжного собрания КИЦ им. А.С. Пушкина – книге «Житие Сергия Радонежского и учеников его Никона и Саввы Сторожевского», памятнике книжной культуры национального значения.

Это старинное издание увидело свет в 1786 году в раскольничьем посаде Клинцы Суражского уезда Черниговской губернии (ныне Брянская область). После раскола русской православной церкви, спасаясь от преследований, старообрядцы вынужденно переселялись из центральных губерний на окраины Российского государства. Так появилась в Брянском крае в 1707 году старообрядческая слобода Клинцы, которая вследствие активной торгово-предпринимательской деятельности старообрядцев быстро развивалась и вскоре стала посадом.

В XVII столетии старообрядцы чувствовали большую нужду в богослужебных книгах. Как известно, они принимают только книги, напечатанные в Москве до второго лета патриаршества Никона, то есть до 1654 года. Со времён Екатерины II, когда крутые и фанатические меры против раскольников были прекращены, они начали печатать самые необходимые для них книги в тогдашних польских областях, преимущественно в местных православных монастырях, имевших типографии с церковнославянским шрифтом.

Клинцовские старообрядцы с начала 80-х годов XVIII века стали сотрудничать с типографией Почаевского униатского Успенского монастыря. Заказчиком старообрядческих изданий в Почаеве выступал клинцовский купец Василий Яковлевич Железников. Он же присматривал за исполнением заказа.

Созданию типографии в самих Клинцах способствовал указ Екатерины II от 15 марта 1873 года, дозволявший открывать частные типографии. Купец Василий Железников привлёк к организации типографского дела своего отца Якова Железникова и купца Дмитрия Рукавишникова. Уже весной 1784 г. они подали прошение и получили дозволение открыть типографию, правда, с одним ограничением: не печатать богослужебные книги. Это решение просителей не удовлетворило, они подают жалобу малороссийскому генерал-губернатору П.А. Румянцеву-Задунайскому и благодаря его содействию в 1785 году получают дозволение на перепечатку старых книг. Так открылась первая в России типография, легально печатавшая старообрядческую литературу с подлинников дониконовского издания.

Совместное книгопечатание продолжалось до 1787 года, после чего Железниковы и Рукавишников разошлись и стали печатать книги раздельно. Но недолго. Закончилось всё указом о запрещении продажи церковных книг в том случае, если они напечатаны не по инициативе Синода или Комиссии народных училищ, следственным делом о печатании «запрещённых книг» в Клинцах, обысками в типографиях и конфискацией типографского оборудования и уже отпечатанных книг.

Всего за короткий период легальной деятельности здесь было напечатано несколько десятков изданий, не только церковных, но и светских. Книги, выходившие из этой типографии, пользовались широкой популярностью в старообрядческой среде. Они отличались великолепным качеством печати и уровнем художественного оформления благодаря высококвалифицированным мастерам, которых В.Я. Железников набирал в Почаеве и его окрестностях. Только здесь в то время использовались медные клише для оформления старообрядческих изданий. В конце каждой книги издатели обязательно помещали выходные данные. Клинцовские купцы-печатники представляли собой крупных деятелей старообрядческого просвещения XVIII века, оставивших после себя десятки книг, выполненных на высоком издательском уровне, одна из которых и стала украшением нашего фонда.

«Житие Сергия Радонежского и учеников его Никона и Саввы Сторожевского» представляет собой старообрядческий сборник, в основу которого положены издания Московского Печатного двора «Службы и жития Сергия и Никона» (М., 27 ноября 1646) и «Служба и житие Саввы Сторожевского» (М., 1646). В него вошли службы 25 сентября прп. Сергию, 5 июля на обретение мощей Сергия Радонежского, 7 ноября – в память преподобного Никона, а также служба и житие Саввы Сторожевского.

Книга в кожаном переплёте на досках, с тиснением, гравюрой на меди «Явление Богоматери преп. Сергию Радонежскому и преп. Михею», с гравированными заставками и концовками, считается образцом печатной продукции своего времени. Стоит отметить, что в старообрядческих типографиях «Житие Сергия Радонежского и учеников его Никона и Саввы Сторожевского» никогда более не переиздавалось.

На форзаце нашего экземпляра можно разобрать надпись, сделанную простым карандашом: «Сия книга… м…в… Ефимушковы с Халтурина». В конце книги ещё одна неразборчивая надпись карандашом, из которой чётко видно лишь: 1903 г. В КИЦ им. А.С. Пушкина книгу передала Галина Ивановна Полозова, которая не одно десятилетие проработала сначала в Волховской городской библиотеке, а затем в КИЦ. К ней раритет попал от двоюродной тети, которая была старообрядкой. Сегодня эта старинная книга находится в читальном зале КИЦ, и любой желающий может её увидеть.

Юлия АИТОВА

=ВН=

Чтобы узнавать первыми о самых заметных событиях в Волховском районе, подписывайтесь на канал Волхов News в Telegram

Комментировать эту статью не получится.