Взгляните, прикоснитесь и почувствуйте…

Взгляните, прикоснитесь и почувствуйте…

В культурно-информационном центре им. А.С. Пушкина открылась выставка «Сияние горячей эмали» петербургской художницы Ольги Лысенковой. Это большое событие в культурной жизни Волхова. Нечасто у нас выставляются мастера такого уровня. А уж выставку работ, выполненных в столь редкой технике, мы точно видим впервые.

Немного об авторе. Ольга Лысенкова родилась в 1966 году в Ленинграде. Окончила ЛВХПУ им. В.И. Мухиной (ныне СПГХПА им. А.Л. Штиглица). С 1991 года – член Союза художников России. Ольга − экспонент более восьмидесяти выставок (в том числе двадцати персональных) в России и за рубежом. Её работы находятся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Музее современного искусства (Ульяновск), Музее эмали (Кечкемет, Венгрия), Государственном Музее стекла и эмали (Равенштайн, Голландия), Музее изобразительного искусства (Тюмень), в галереях и частных коллекциях России, Германии, Испании, Австралии. С 2001 года преподаёт в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица.

горячая эмаль

Для воплощения своих творческих замыслов мастер выбрала древнюю, сложную, редкую и, можно сказать, опасную технику горячей эмали. На металлическую, чаще всего медную основу густо наносится специальная краска, содержащая молотое стекло с оксидами металлов. Эмаль послойно подвергается многократному обжигу в муфельной печи (около 1000 градусов!): слой краски — минута в печи, и так раз 10–15. Иногда количество обжигов достигает 40. По словам Ольги, эмаль обладает своей «программой», поэтому опытный мастер заранее знает, какой оттенок приобретёт краска на определенном этапе обжига. Но в то же время эмаль коварна − краски в печи могут расплавляться самым причудливым образом, бывает, что результат совершенно не совпадает с замыслом. Тогда художник либо оставляет получившуюся композицию, либо бьёт по картине молотком. Застывший слой краски отпадает, и можно заново писать стеклом и огнем. Мастер не останавливается, пока не заставит материал подчиниться. Каждый раз замирают сердца не только восхищенных зрителей, но и самого художника, когда он достаёт из печи своё светящееся огнём творение.
Эмали Ольги Лысенковой с первого взгляда покоряют зрителя искусным исполнением и чистыми, яркими цветами: насыщенный красный, глубокий синий, сияющий золотой, нежный розовый, бледно-голубой. От этого буйства цвета и блеска просто невозможно оторвать глаз.

Эмали Ольги Лысенковой с первого взгляда покоряют зрителя искусным исполнением и чистыми, яркими цветами

Сюжеты – самые разные. Есть философские («Ткань вечности», «Полёт», «Адам и Ева», «Русское солнце»), исторические («Ладожский сиг», «Рыцарь и дама»), сказочные («Русалка»). Увлечение искусством итальянского возрождения нашло отражение в таких работах как «Сон о Венеции» (красный и белый).

На многих эмалях художницы присутствует образ ангела как символ чистоты, лёгкости и полёта. Необыкновенно нежные, духовные, наполненные тихой радостью работы «Вербное воскресенье» и «Весенние звоны». Впрочем, духовность и доброта – качества, присущие всем творениям Ольги Лысенковой, поэтому на выставке царит атмосфера удивительной гармонии и умиротворения.

Ладога (Ладожское озеро, Ладога Старая и Новая) – постоянный источник вдохновения для художницы. И это неудивительно, ведь бабушка Ольги родом из наших краев, предки её жили в Немятово. Им посвящена эмаль  «Старая фотография». Сама Ольга и в детстве, и в зрелом возрасте бессчетное количество раз бывала в Новой и Старой Ладоге, их образ запечатлён в работах «Сказание», «Святой Георгий», «Воспоминание о Ладоге».

Немало композиций навеяно красотами уникального Водлозерского национального парка Карелии

Немало композиций навеяно красотами уникального Водлозерского национального парка Карелии, притягательного неброской северной красотой. Это труднодоступное место известно памятниками археологии и архитектуры, заветными деревьями и священными камнями, покинутыми и полуразрушенными деревнями. В некоторых храмах и часовнях Водлозерья в Заонежской области Карелии можно увидеть иконы, выполненные художницей в технике горячей эмали на меди. Здесь же Ольга Лысенкова вот уже в течение нескольких лет проводит для студентов Академии Штиглица творческие пленэры «Земля и небо Водлозерья». По признанию Ольги, сюда нельзя не возвращаться. Отсюда начинается путь к себе. И каждое возвращение несёт открытия и откровения, всегда новые, на осознание которых у человека в другом месте уходит долгое время, а часто не хватает и самой жизни… У вас, уважаемые волховчане, есть уникальная возможность в полной мере почувствовать красоту этих мест, взглянув на «Ангела Водлозерья» и «Княгиню леса».

Особый колорит и теплоту мерцающей эмали придаёт оригинальное деревянное обрамление

Особый колорит и теплоту мерцающей эмали придаёт оригинальное деревянное обрамление. Не всякий материал берёт художница для его создания. Каждая доска здесь – со своей историей. В качестве рам Ольга использует совершенно неподходящие, на первый взгляд, вещи. Это может быть колесо от старой телеги; прялочное колесо; бочка, привезенная из карельского Водлозерья; кусок днища рыбацкой лодки; часть старого сундука, плававшего в Волге после кораблекрушения и вынесенного на берег; деталь старинного ткацкого станка с процарапанными надписями; деревянное корытце, в котором хозяйки когда-то рубили капусту. Словом, любая деталь в её работах наполнена особым смыслом, чувством и теплом, и оттого они невероятно притягательны.

Приглашаем всех, кто ещё не успел посетить нашу выставку: приходите обязательно! Взгляните, прикоснитесь и почувствуйте…

Юлия АИТОВА

Чтобы узнавать первыми о самых заметных событиях в Волховском районе, подписывайтесь на канал Волхов News в Telegram

Комментировать эту статью не получится.