«Фарфор ХХ века»

«Фарфор ХХ века»

Появившийся в России фарфор, созданный Д.И. Виноградовым «для высокого удовольствия», на протяжении всего XVIII в. был одним из символов светской европейской культуры, занимая имперское положение ценного, редкого материала. С XIX в. фарфор постепенно приобретает статус национального и культурного феномена, взяв на себя просветительские функции.

После Октябрьской революции 1917 г. фарфор сохранил титул «самого совершенного из всех керамических» материалов

После Октябрьской революции 1917 г. фарфор сохранил титул «самого совершенного из всех керамических» материалов. Являясь произведением искусства, фарфор продолжал быть соучастником новой жизни; с большим пафосом и достоверностью воссоздавал гармонию нового бытия, воспевая революционную эпоху. Великие мастера К. Малевич, М. Адамович, А. Щекатихина-Потоцкая, Н. Суетин, С. Чехонин, Р. Вильде, сестры Н. и Е. Данько и др. не обошли своим вниманием прекрасный пластический материал, запечатлев в фарфоре свои мысли, обогатив его своим искусством.

На выставке впервые будут представлены предметы так называемого «агитационного фарфора»

На выставке впервые будут представлены предметы так называемого «агитационного фарфора», которые  являются точной копией «революционных» произведений, созданных на Ленинградском фарфором заводе им. М.В. Ломоносова и воссозданных по музейным образцам. Эту коллекцию редкого фарфора передал в дар музею-заповеднику «Старая Ладога» фонд «Наследие» АО «Императорский фарфоровый завод». Большую материальную поддержку в приобретении предметов раннего советского фарфора музею-заповеднику оказало ООО «Строительная культура».

Трудные годы для страны отражаются и на фарфоровой промышленности

Визуальный ряд на выставке продолжат предметы послевоенного времени. Трудные годы для страны отражаются и на фарфоровой промышленности. Строгое время диктует простые декоративные и скульптурные решения. И особенно это заметно в оформлении тарелок, чашек, повседневных сервизов. На выставке представлено несколько изделий 1930-40-х годов, изготовленных на разных предприятиях СССР — тарелки Дулевского и Дмитровского заводов, «ЗиК»; чашки и чайнички новгородских заводов – «Пролетарий», «Коминтерн», «Красный фарфорист». Роспись их проста и безыскусна, все труднее найти предметы, богато оформленные кобальтом или позолотой. Нередко фарфоровые изделия украшены лозунгами или на них запечатлены различные исторические события, произошедшие в стране.

Флагманом возрождения художественной ценности и качества фарфоровой продукции можно назвать Ленинградский фарфоровый завод

В 1950-60-е гг. перед мастерами, кроме задачи расширить ассортимент, стояла задача вернуть в быт красоту и ощущение праздника. Флагманом возрождения художественной ценности и качества фарфоровой продукции можно назвать Ленинградский фарфоровый завод. Возвращается к традициям знаменитых кузнецовских заводов и завод им. М.И. Калинина в г. Конаково Тверской области.

После войны на заводах Советского Союза работают мастера, оставившие нам невероятное по своей душевности и глубине наследие – серию скульптур, которые можно объединить под общим названием «счастливое детство»

Желание внести в повседневную жизнь тепло и уют, обращают многих художников к благодарной теме изготовления предметов малых пластических форм. Именно в эти годы повышается интерес к теме детства, практически все заводы включают в свой ассортимент трогательные фигурки детей. После войны на заводах Советского Союза работают мастера, оставившие нам невероятное по своей душевности и глубине наследие – серию скульптур, которые можно объединить под общим названием «счастливое детство». На Ленинградских заводах – ЛФЗ, ЛЗФИ, Артель «Прогресс» — эту тему развивают скульптуры Г. Столбова, С. Велихова, А. Дегтярев, Л. Сморгон, Г.А.В. Траугот и др. Фигурки детей, представленные на выставке, выпущены на заводах Минска и Киева, Полонное и Городницы, Вербилок и Новгорода.

Тема литературных и сказочных героев, успешно перенимает эстафету, и рядом с детьми на выставке будут представлены фигурки Леля и Снегурочки, русских красавиц и царевичей. Не забыта тема и «братьев меньших» — серия натуралистически выполненных фигур животных, созданных на различных заводах, перекликается со сказочными  лисами и журавлями, мишками и скакунами. Отдельной темой звучит воплощенная в фарфор поэзия балета и танца, прославляется советский спорт и цирк, по-прежнему интересен человек труда.

Население нашего региона имело возможность приобретать продукцию практически всех советских заводов, не отдавая предпочтение тем, которые были локально расположены более близко. Учитывая, что каждый завод-производитель фарфора имел свой особый почерк и стиль, выставка раскрывает разнообразие и богатство советского фарфорового дела, дает возможность продемонстрировать культурное наследие многочисленных заводов, работавших до конца XX в.

Чтобы узнавать первыми о самых заметных событиях в Волховском районе, подписывайтесь на канал Волхов News в Telegram

Комментировать эту статью не получится.